История создания катеров на воздушной подушке компании ЗАО «АНКЕР»

В 2003 г. Специалистами компании ЗАО «АНКЕР» был разработан проект малого амфибийного катера на воздушной подушке (МАКВП), который получил шифр АТ5, а в ноябре того же года по проекту АТ5 был построен опытный МКВП «Умка». Катер имел надувной двухъярусный корпус. В корпусе была установлена несущая алюминиевая сварная рама, на которой была смонтирована энергетическая установка с автомобильным двигателем УЗАМ 248, подъемно-движительный комплекс, состоящий из осевого вентилятора диаметром 1 м и устройства разделения воздушного потока, реверсивно-рулевое устройство. В носовой части катера разместился просторный салон длиной 3 м с креслом водителя и диваном. Салон был закрыт теплоизолированным тентом из винилового материала и оборудован двумя подъемными дверями шириной около 1 м, прозрачными окнами, автомобильным лобовым стеклом, стеклоочистителем. В салоне был установлен автомобильный отопитель, что позволяло даже в сильный мороз поддерживать в салоне комфортную температуру. Катер был предназначен как прототип для нахождения и отработки оптимальных технических решений.

На этом катере как инженерами компании самостоятельно, так и с участием специалистов ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова и Военно-Космической Академии им. А.Ф. Можайского было проведено множество экспериментов по доводке подъемно-движительного комплекса, были опробованы различные типы съемных элементов для гибкого ограждения, испытано несколько типов реверсивно-рулевых устройств, несколько схем системы охлаждения двигателя. В результате проведения этих работ катер стал обладать такими тактико-техническими характеристиками, которые позволят ему успешно существовать на рынке в качестве самостоятельной продукции.

Катер на воздушной подушкеОднако, маркетинговый анализ проведенный специалистами фирмы и отзывы потенциальных покупателей, ориентировали фирму на создание более крупного катера и весной 2004 года было принято решение разработке опытного образца МАКВП проекта АТ6, который был спущен на воду в конце октября 2004 г и получил имя «Посейдон». Катер сохранил основные достоинства АТ5, но в отличие от него вместо рамы и мягкого тента получил сварной алюминиевый корпус с 3 миллиметровой обшивкой и жесткое закрытие салона. Размеры, пассажировместимость и масса катера увеличились, что, естественно, потребовало увеличение мощности энергетической установки, в которой был применен автомобильный двигатель ЗМЗ 4062.10 мощностью 142 л.с. Аэродинамическая схема ПДК была сохранена, но диаметр вентилятора был увеличен до 1,2 м. В процессе испытаний и доводки катера были достигнуты основные спецификационные характеристики. При этом катер оказался более комфортабельным, обладал очень хорошей живучестью. Мог устойчиво двигаться и управляться при волнении 0,6 м и ветре до 17 м/с. Летом 2006 г на «Посейдоне» был совершен переход из Суходольского озера по реке Бурной и Ладожскому озеру в Санкт-Петербург, во время которого катер вновь продемонстрировал хорошие мореходные и амфибийные качества.


Катер на воздушной подушкеПо результатам испытаний и опытной эксплуатации катера «Посейдон», а также с учетом рекомендаций специалистов ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова нами была выполнена корректировка конструкторской документации и в июне 2006 года на Северной верфи была заложена установочная партия МАКВП проекта АТ6М. В декабре 2006 года головной катер пр. АТ6М «Тайфун» был построен и начались его швартовные испытания. В отличие от прототипа на «Тайфуне» отсутствует надувной борт, но под жестким кринолином установлены подвесные блоки плавучести, обеспечивающие катеру аварийную непотопляемость и остойчивость. Увеличен запас топлива на 30 л Особое внимание было уделено интерьеру салона, поскольку катер предназначен не только для служебных целей, но и для туристических и экскурсионных поездок. Во время ходовых испытаний на замерзшей акватории «Тайфун» уверенно двигался по рыхлому снегу со скоростью до 64 км/час, выполнял пируэты на полном ходу, поднимался по слипу, проходил между опорами мостов и по невысоким торосам. Он может зависать неподвижно над поверхностью и тормозить без разворота, при этом катер остается управляемым. К сожалению, до начала ходовых испытаний «Тайфуна» Нева и Финский залив полностью покрылись льдом, поэтому мы с нетерпением ждем оттепели, чтобы провести ходовые испытания на воде, а пока нарабатываем ресурс и ищем «слабые» места.

 

Технические характеристики

 

АТ-5

АТ-6

АТ-6М

Корпус, тип

Надувной, двухъярусный

Надувной, двухъярусный +сварной алюминиевый

Сварной алюминиевый

Длина по надувному корпусу, Lк, м

5,50

6,10

-

Ширина по надувному корпусу,  Bк, м

  2,10

2,28

-

Диаметр баллонов надувного борта, Ø, м

  0,40+0,27

 0,40+0,27

 -

Длина жесткого корпуса между носовым и кормовым транцами, м

-

5,20

5,70

Наибольшая ширина жесткого корпуса, м

-

1,80

1,80

Габаритная длина с выступающими частями РРУ, м

6,5

7,10

6,90

Габаритная ширина по кринолину, м

-

2,10

3,00

Гибкое ограждение, тип

Двухъярусное, с навесными элементами

Эффективная высота ГО,  hго, м

  0,30

0,30

0,39

Площадь ВП, Sп, м2

12,50

17,90

17,60

Вместимость, кол. чел. на борту, вкл. рулевого 

4

6

6

Масса катера порожнем, кг

750

1200

1470

Полная масса (водоизмещение) катера, Gп,  кг

1133

1750

2040

Максимальная штатная грузоподьёмность , кг

    320

480

480

Двигатель, тип

 УЗАМ 248

ЗМЗ-4062.10

ЗМЗ-4062.10

Мощность максимальная, Nmax , л.с.

85

142

142

Запас топлива, V т, л/кг

90/63

100/70

130/90

Расход топлива, л/час:

На максимальной скорости

На крейсерской скорости

 

27

21

 

37

31

 

37

31

Крейсерская скорость на тихой воде, v км/час

45

 45

 45

Максимальная скорость, на тихой воде, v км/час 

66

60

60

На льду, v, км/час до 

90

80

80

Преодолеваемый уклон, град:

с места

с ходу

6

до 12

7

до 15

7

до 17