В 2003 г. Специалистами компании ЗАО «АНКЕР» был разработан проект малого амфибийного катера на воздушной подушке (МАКВП), который получил шифр АТ5, а в ноябре того же года по проекту АТ5 был построен опытный МКВП «Умка». Катер имел надувной двухъярусный корпус. В корпусе была установлена несущая алюминиевая сварная рама, на которой была смонтирована энергетическая установка с автомобильным двигателем УЗАМ 248, подъемно-движительный комплекс, состоящий из осевого вентилятора диаметром 1 м и устройства разделения воздушного потока, реверсивно-рулевое устройство. В носовой части катера разместился просторный салон длиной 3 м с креслом водителя и диваном. Салон был закрыт теплоизолированным тентом из винилового материала и оборудован двумя подъемными дверями шириной около 1 м, прозрачными окнами, автомобильным лобовым стеклом, стеклоочистителем. В салоне был установлен автомобильный отопитель, что позволяло даже в сильный мороз поддерживать в салоне комфортную температуру. Катер был предназначен как прототип для нахождения и отработки оптимальных технических решений.
На этом катере как инженерами компании самостоятельно, так и с участием специалистов ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова и Военно-Космической Академии им. А.Ф. Можайского было проведено множество экспериментов по доводке подъемно-движительного комплекса, были опробованы различные типы съемных элементов для гибкого ограждения, испытано несколько типов реверсивно-рулевых устройств, несколько схем системы охлаждения двигателя. В результате проведения этих работ катер стал обладать такими тактико-техническими характеристиками, которые позволят ему успешно существовать на рынке в качестве самостоятельной продукции.
Однако, маркетинговый анализ проведенный специалистами фирмы и отзывы потенциальных покупателей, ориентировали фирму на создание более крупного катера и весной 2004 года было принято решение разработке опытного образца МАКВП проекта АТ6, который был спущен на воду в конце октября 2004 г и получил имя «Посейдон». Катер сохранил основные достоинства АТ5, но в отличие от него вместо рамы и мягкого тента получил сварной алюминиевый корпус с 3 миллиметровой обшивкой и жесткое закрытие салона. Размеры, пассажировместимость и масса катера увеличились, что, естественно, потребовало увеличение мощности энергетической установки, в которой был применен автомобильный двигатель ЗМЗ 4062.10 мощностью 142 л.с. Аэродинамическая схема ПДК была сохранена, но диаметр вентилятора был увеличен до 1,2 м. В процессе испытаний и доводки катера были достигнуты основные спецификационные характеристики. При этом катер оказался более комфортабельным, обладал очень хорошей живучестью. Мог устойчиво двигаться и управляться при волнении 0,6 м и ветре до 17 м/с. Летом 2006 г на «Посейдоне» был совершен переход из Суходольского озера по реке Бурной и Ладожскому озеру в Санкт-Петербург, во время которого катер вновь продемонстрировал хорошие мореходные и амфибийные качества.
По результатам испытаний и опытной эксплуатации катера «Посейдон», а также с учетом рекомендаций специалистов ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова нами была выполнена корректировка конструкторской документации и в июне 2006 года на Северной верфи была заложена установочная партия МАКВП проекта АТ6М. В декабре 2006 года головной катер пр. АТ6М «Тайфун» был построен и начались его швартовные испытания. В отличие от прототипа на «Тайфуне» отсутствует надувной борт, но под жестким кринолином установлены подвесные блоки плавучести, обеспечивающие катеру аварийную непотопляемость и остойчивость. Увеличен запас топлива на 30 л Особое внимание было уделено интерьеру салона, поскольку катер предназначен не только для служебных целей, но и для туристических и экскурсионных поездок. Во время ходовых испытаний на замерзшей акватории «Тайфун» уверенно двигался по рыхлому снегу со скоростью до 64 км/час, выполнял пируэты на полном ходу, поднимался по слипу, проходил между опорами мостов и по невысоким торосам. Он может зависать неподвижно над поверхностью и тормозить без разворота, при этом катер остается управляемым. К сожалению, до начала ходовых испытаний «Тайфуна» Нева и Финский залив полностью покрылись льдом, поэтому мы с нетерпением ждем оттепели, чтобы провести ходовые испытания на воде, а пока нарабатываем ресурс и ищем «слабые» места.
Технические характеристики
|
АТ-5 |
АТ-6 |
АТ-6М |
Корпус, тип |
Надувной, двухъярусный |
Надувной, двухъярусный +сварной алюминиевый |
Сварной алюминиевый |
Длина по надувному корпусу, Lк, м |
5,50 |
6,10 |
- |
Ширина по надувному корпусу, Bк, м |
2,10 |
2,28 |
- |
Диаметр баллонов надувного борта, Ø, м |
0,40+0,27 |
0,40+0,27 |
- |
Длина жесткого корпуса между носовым и кормовым транцами, м |
- |
5,20 |
5,70 |
Наибольшая ширина жесткого корпуса, м |
- |
1,80 |
1,80 |
Габаритная длина с выступающими частями РРУ, м |
6,5 |
7,10 |
6,90 |
Габаритная ширина по кринолину, м |
- |
2,10 |
3,00 |
Гибкое ограждение, тип |
Двухъярусное, с навесными элементами |
||
Эффективная высота ГО, hго, м |
0,30 |
0,30 |
0,39 |
Площадь ВП, Sп, м2 |
12,50 |
17,90 |
17,60 |
Вместимость, кол. чел. на борту, вкл. рулевого |
4 |
6 |
6 |
Масса катера порожнем, кг |
750 |
1200 |
1470 |
Полная масса (водоизмещение) катера, Gп, кг |
1133 |
1750 |
2040 |
Максимальная штатная грузоподьёмность , кг |
320 |
480 |
480 |
Двигатель, тип |
УЗАМ 248 |
ЗМЗ-4062.10 |
ЗМЗ-4062.10 |
Мощность максимальная, Nmax , л.с. |
85 |
142 |
142 |
Запас топлива, V т, л/кг |
90/63 |
100/70 |
130/90 |
Расход топлива, л/час: На максимальной скорости На крейсерской скорости |
27 21 |
37 31 |
37 31 |
Крейсерская скорость на тихой воде, v км/час |
45 |
45 |
45 |
Максимальная скорость, на тихой воде, v км/час |
66 |
60 |
60 |
На льду, v, км/час до |
90 |
80 |
80 |
Преодолеваемый уклон, град: с места с ходу |
6 до 12 |
7 до 15 |
7 до 17 |